На сегодняшний день российский рынок культиваторов – машин для обработки почвы велик. Это и немудрено - они пользуются спросом и у обладателей шести соток, и у землевладельцев больших угодий. В этой статье речь пойдет о миникультиваторах весом 9-18 кг с шириной захвата 20-30см.
Конечно, такие культиваторы не предназначены для обработки обширных плантаций картофеля: их удел - декоративное садоводство. Более того, в стесненных условиях кажущиеся недостатки оборачиваются достоинствами: теплица, грядка или цветочная клумба — вот «стихия» таких моделей. Компактность и малый вес позволяют добирать миникультиватору до самых укромных закоулков садового участка и заменять ручной труд механическим там, где более крупная техника бессильна. Главное достоинство мини-культиваторов - простота применения и продуманный дизайн, превращающий общение с землей в удовольствие. Особенно важно, что в эксплуатации миникультиватор не сложнее бензинового триммера — с ним легко справится даже женщина. Конструкция культиваторов позволяет сохранять правильную осанку и ровную спину, что особенно важно для пожилых людей. А ведь именно они так любят неспешную и обстоятельную работу в саду, на что класс миникультиваторов и рассчитан.
Количество моделей культиваторов, предлагаемых производителями, очень велико – их более 40.
Из них можно выделить три группы – это электрокультиваторы, бензиновые культиваторы дешевого ценового сегмента (10-16 тыс.руб.) и дорогие миникультиваторы (их цена достигает 25 тыс.руб.).
Основное преимущество электрических культиваторов – отсутствие проблем с бензином и маслом.
Достаточно иметь на даче электросеть 220V.
Чтобы приступить к работе, достаточно вставить вилку в розетку, взяться за рукоятки, выключить блокировку и нажать кнопку пуска. Мощность электрических миникультиваторов не так велика, но и она вполне достаточна для обработки довольно плотных почв. Электрокультиваторы помогут Вам разбить крупные комья после вспашки, внести удобрения, уничтожить сорняки — в общем, выполнить работы, традиционно возлагаемые на ручной инструмент.
Впрочем, на электричество иногда так трудно "положиться" в дачных поселках.
В этом случае на помощь придет техника с бензиновым двигателем.
В линейке бензиновых миникультиваторов разница в цене иногда достигает 16 тысяч рублей.
Дешевые модели рассчитаны на сугубо частное использование. Скромные мощность и вес не позволяют возложить на этих «малышей» серьезные обязанности —первоначальная обработка крупных участков земли ему не под силу.
Спектр задач этой техники первоначально очень узок (культиватор способен разбить комья земли после вспашки, внести удобрения, разрыхлить почву) и не предусматривает расширения функционала за счет дополнительных насадок и т.п. Среди спорных качеств этих моделей отметим также пластиковый корпус редуктора: насколько долго он прослужит?
Дорогие модели культиваторов пользуются на рынке неплохим спросом - за качество и продуманный дизайн люди готовы платить. Качество и продуманный дизайн - вот то емкое словосочетание, которое определяет их конструкцию в целом и каждого конкретного узла в частности (не мудрено, что похожие машины можно встретить и под более дешевыми торговыми марками).
Подобный набор технических решений встречается редко, но ему следует отдать должное - конструкция продумана до мелочей (например, кожух редуктора очень узкий и не затрудняет заглубление при вспашке).
Эти модели мотокультиваторов - хороший выбор для обеспеченного садовода в качестве дополнения к мини-трактору или взамен лопате. Однако не стоит обольщаться - следует помнить, что обработка обширных участков будет утомительной для любого оператора, поскольку ширина захвата мала (20-25 см) и практически не регулируется (ширину обработки регулируют только устанавливая, либо снимая различные насадки).
Впрочем, для рядового садовода, человека неискушенного, безразличного к техническим изыскам машины, гораздо важнее особенности культиватора. Их у дорогих моделей несколько.
Наиболее интересная из них - фрезы оригинальной формы. Вес миникультиваторов невелик – он достигает максимум двадцати килограмм, поэтому «недобор массы» производители компенсировали умелым использованием законов природы, или если хотите, механики.
Опыт эксплуатации серийных изделий показал, что фреза с большим количеством зубьев и высокие обороты двигателя, а, следовательно, и фрез (у топ-моделей вращение фрез достигает 240 об/мин), позволят такому культиватору одолеть большинство грунтов и справиться с некоторыми «взрослыми» работами: поднять небольшой участок «целины» (до 10 соток) ему вполне по силам.
Заглубление происходит под действием их собственного веса, и не требует приложения дополнительных усилий со стороны оператора. При этом фрезы вращаются по направлению движения, что обеспечивает безопасность и легкость эксплуатации. Если поменять фрезы местами, то культиватор будет не рубить, а вытягивать сорняки на поверхность почвы. После прополки останется только сгрести сорную траву граблями.
Еще одно преимущество миникультиваторов – компактность. Ручки культиватора легко складываются без специального инструмента - крепление ослабляется с помощью барашковых гаек, которые откручиваются и закручиваются рукой. Это позволяет легко перевозить культиватор, например в крупной спортивной сумке, не говоря уже о багажнике легкового автомобиля.
Все мотокультиваторы оснащаются бензиновыми двигателями. Традиционно это двухтактный движок, работающий на смеси бензина с маслом – увы, это таит в себе некоторую опасность: нередко садоводы, готовя топливную смесь, ошибаются в пропорции. В итоге «движок» либо недополучает смазку и быстро изнашивается (а то и вовсе «клинит»), либо, напротив, захлебывается от нее, моментально зарастая изнутри махровым нагаром. Кроме того, двухтактники более "прожорливы", шумны и менее долговечными. Прямой конкурент двухтактному двигателю - четырехтактный двигатель. Чаще всего на садовый агрегат ставят двигатели HONDA , реже Briggs&Stratton и Tecumseh.
Главное отличие четырехтактного мотора состоит в том, что он "питается" чистым бензином, а не его смесью с маслом.
Однако есть у двухтактников и преимущества перед новым поколением двигателей - масло поступает в двигатель вместе с бензином, так что можно не опасаться испортить мотор, слишком сильно наклонив его во время работы ("4-тактники" зачастую этим "грешат").
Отличие «продвинутых» культиваторов по сравнению с более дешевыми моделями – наличие дополнительных насадок, которые позволяют расширить потенциал Вашего помощника. Так, нарезать и окучить гряды поможет плуг-окучник, владельцам газонов пригодятся насадка «газонные грабли» - она способна щелевать (скарифицировать) "зеленый ковер" и вычесывать из него старую траву, после чего останется лишь немного поработать граблями, а аэрацию проводят стандартными ножами - в "целинную" почву культиватор "вгрызается" на несколько сантиметров, оставляя более глубокие слои нетронутыми.
За исключением самых дешевых электрических моделей, в которых привод ножей, больше похож на редуктор электродрели, нежели на трансмиссию культиватора, миникультиваторы зарекомендовали себя как неприхотливые и долговечные. Модель привлекательна простотой в эксплуатации. Также они привлекательны простотой в эксплуатации: предусмотрен всего один орган управления - ручка газа, сцепление же автоматическое и включается само, стоит только "открыть дроссель".
Мотокультиваторы и мотоблоки с верхним расположением силового агрегата также представляется достаточно удачной.
Ее достоинства давно известны: высоко поднятый мотор лучше защищен от пыли и грязи, да и перемещать машину удобнее.
В согласии с тем же принципом простоты и надежности реализован червячный редуктор: он соединен с двигателем через центробежную муфту сцепления. Последняя функционирует в полуавтоматическом режиме.
Иными словами, для включения нужно нажать на курок и добавить «газу», остальное — дело техники. Корпус червячной передачи заполнен специальной консистентной смазкой: ее вполне заменит «Литол 24», но лучше использовать фирменный материал. Практика показывает, что неисправности трансмиссии - исключение из правил. Правда, только в случае нормальной смазки, так как при работе зубья передачи постоянно скользят друг относительно друга. Производитель, кстати, предписывает проверять уровень, и при необходимости доливать смазку каждые 60 часов эксплуатации. Неследование этому правилу – самая распространенная ошибка пользователей - приводит к необходимости замены редуктора, а это где-то треть от стоимости культиватора.
Еще одна ошибка, часто допускаемая неопытными владельцами техники — неправильное хранение.
Не ленитесь лишний раз слить топливо, особенно если планируете длительный простой.
Кроме этих двух требующих внимание моментов культиватор обслуживать несложно.
Более или менее регулярно промывать фильтрующий элемент воздухоочистителя (поролон) — вот, пожалуй, и весь перечень работ по обслуживанию бензинового мотора культиватора, а у электрического и вовсе практически отсутствует техническое обслуживание. Единственное, что предписывает инструкция, - поддерживать чистоту внешних поверхностей и вентиляционных отверстий вашего культиватора.